Понедельник, 25.11.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный формат

Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА).

       Своеобразие учебной деятельности каждого обучающегося связано с целым рядом его индивидуальных особенностей:
                        §спецификой мышления,
§памяти,
    §внимания,
                     §темпом деятельности, 
                   §учебной мотивацией
       Экзамен затрагивает глубокие пласты личности. Возможность провала становится для некоторых обучающихся показателем их жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Неудача для таких людей равносильна личностному поражению, так как затрагивает глубокие пласты самооценки.
       Рассмотрим особенности обучающихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче государственной (итоговой) аттестации, и некоторые возможные пути оказания поддержки этим школьникам.
Дети-синтетики
Краткая психологическая характеристика:
§  опираются в большей степени на общее, а не на частности;
§  мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. 

Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
•  трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки;
•  при сдаче экзаменов могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки:
-  при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным материалом;
-  при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
-  в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием.
 Это поможет им сориентироваться.
Тревожные дети
Краткая психологическая характеристика:
§  часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
§  задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
§  часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
• отсутствие эмоционального контакта со взрослым;
• оценочная ситуация.

Стратегии поддержки:
- нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
- создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.
Неуверенные дети
Краткая психологическая характеристика:
§  не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей;
§  хорошо справляются с заданиями по образцу;
§  часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
 
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
•  необходимость опираться только на собственные ресурсы;
•  принятие самостоятельного решения.

Стратегии поддержки:
-  при работе с такими детьми на уроках, во внеурочное время, в процессе подготовки домашнего задания, необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?»)
 
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации 
Краткая психологическая характеристика:
§  обычно таких детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»;
§  у таких детей часто неустойчивая работоспособность;
§  они могут часто отвлекаться.

Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
• непроизвольные дети при вполне достаточном уровне знаний могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
-  обратить внимание на время, отведенное для выполнения экзаменационной работы, чтобы обучающийся смог правильно распределить его на каждое задание.
-  важно научить таких детей использовать для саморегуляции деятельности различные предметы (часы для правильного распределения времени; линейка, указывающая нужную строку и т.д.). 
 
Перфекционисты и отличники 
Краткая психологическая характеристика:
§  высокая или очень высокая успеваемость;
§  ответственность, организованность, исполнительность;
§  высокая чувствительность к похвале и любой оценке их деятельности;
§  очень высокий уровень притязаний (достижений) и крайне неустойчивая самооценка.
 
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
•  перфекционисты считают необходимым сделать все, причем безошибочно;
•  им очень сложно пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки:
-  помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным», «хорошим» и «лучшим»;
-  важно объяснить, что для получения высокого результата по ГИА нет необходимости выполнять все задания. 
 Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика:
§  высокая утомляемость и истощаемость;
§  они быстро устают, снижается их темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
 
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
•  высокая вероятность снижения качества работы (при утомляемости резко увеличивается количество ошибок).
•  возникновение ощущения усталости.

Стратегии поддержки:
-  оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился (перерывы в занятиях, прогулки, достаточный сон и т.д.);
-  консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Гипертимные дети
Краткая психологическая характеристика:
§  очень быстрые, энергичные, активные;
§  импульсивны, порой несдержанны;
§  склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
§  невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
 
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
•  несобранность;
•  низкий уровень концентрации внимания;
•  пренебрежение тщательностью и аккуратностью.
 
Стратегии поддержки:
-  необходимо развивать у них навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания;
-  необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ГИА.
 
Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика:
§  они с трудом переключаются с одного задания на другое;
§  таким детям требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания (низкая врабатываемость);
§  если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
•  сложно переключаться с одного задания на другое;
•  непросто актуализировать знания из различных разделов школьной программы.

Стратегии поддержки:
-  научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания;
-  можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.
 
Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика:
У человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная),кинестетическая (тактильная).
У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации .
Аудиал: ведущая модальность – слуховая (лучше воспринимает устную информацию). Визуал: ведущая модальность – зрительная (лучше усваивает наглядную информацию).
Кинестетик: ведущая модальность – тактильная (лучше усваивает информацию через практическую работу).
 
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
•  ГИА имеет исключительно визуальную форму (за исключением изложения для 9-х  классов). Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.
 
Стратегии поддержки:
-  аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух;
-  кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом).

 

Яндекс.Погода
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930